Храм Святых Апостолов Петра и Павла с. Богдановка
Яготинское благочиние Киевской епархии Украинской Православной Церкви
Новости
Конструктор сайтов православных приходов
Каталог православных сайтов
Сайт создан по благословению настоятеля храма иерея Павла Придатченко

ЧАСТЬ 2. АНАТОМИЯ РАСКОЛА. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА В ПРАВОСЛАВИИ?

Опальный, лишенный священнического сана, бывший Предстоятель УПЦ экс-митрополит Филарет опять поверг в шок общественность, преподнеся еще один урок своей политической непотопляемости. Загнанный в угол, отвергнутый епископами и паствой, оставшись один на один с церковной казной и горсткой своих приверженцев, он проделал уникальный маневр. На совместном со священниками-автокефалами собрании 25 июня в Киеве он провозгласил объединение украинского Православия и создание единой национальной Церкви — Украинской Автокефальной Православной Церкви Киевского Патриархата.

Таких чудес история еще не знала. В один день были «распущены» две конфессии и создана третья, их «правопреемница». Причем в первой Филарет является лишь скромным монахом, а руководитель другой — патриарх Мстислав в своей далекой Америке, — оказывается, еще и не знает, что возглавляемая им Церковь приказала долго жить. Более того, престарелый американский владыка не ведает, что отныне является главой уже другой Церкви, а его злейший враг Филарет поставлен его заместителем на Украине. По сути, под влиятельного человека создана церковь, как в былые годы таким образом образовывались ведомства и министерства. Ох, знакомый до боли почерк правящей бюрократии. Мстислав, по той же традиции, поставлен перед фактом и вряд ли возропщет.

Как объяснил ситуацию митрополит Антоний (УАПЦ), времени было в обрез, и в спешке (почему, спрашивается?) до старика не смогли дозвониться из-за «телефонной блокады со стороны антигосударственных сил Украины».

Согласно зачитанному постановлению, все монастыри, храмы, духовные семинарии, финансы, расчетные счета в банках и т. д. УПЦ и УАПЦ отныне переходят под контроль новорожденного патриархата во главе с Филаретом. Самому владыке Собор вернул его московские титулы и признал недействительными акт 1686 года о передаче Киевской митрополии Москве. (Хотя ни на то, ни на другое не имел права, поскольку подобные решения могут приниматься лишь канонической Церковью, а не раскольниками.) Кстати, сам организатор Киевского патриархата УАПЦ, первый владыка этой конфессии митрополит Иоанн (Боднарчук), в свое время ударившись в автокефальный раскол из-за гонений Филарета, после падения последнего раскаялся и подал 11 июня прошение о возвращении в лоно УПЦ.

Кроме того, собравшиеся обратились к Президенту с челобитной отдать их церкви святыни православия — Софийский собор и Киево-Печерскую Лавру. Так что неудавшийся ее штурм филаретовцами, увы, видимо, не последний.

Как и следовало ожидать, Украинское радио и телевидение дружно ударили в торжественные литавры, воспевая «вписанный золотыми буквами в историю народа» судьбоносный Собор православия. Филарет четко объяснил причину «объединения»: в независимой державе должна быть независимая Церковь. Это, как известно, слова из предвыборной программы Л. Кравчука. Поэтому владыка оказался всего лишь смиренным исполнителем набросанных Президентом очередных задач Православной Церкви в Украине. А потому всеобъемлющая поддержка государства Филарету обеспечена.

При этом никто не собирается замечать следующего: а почему, собственно, один расстриженный до монаха может вершить судьбы миллионов верующих, распоряжаться тысячами православных храмов и всенародными денежными пожертвованиями, а двадцать законных епископов, собравшиеся 26 июня на Собор УПЦ в Киево-Печерской Лавре, лишены этого права?

В тот же день в Союзе писателей Украины была организована пресс-конференция «Комитета защиты украинского православия», куда вошли парламентарии Украины и сочувствующие. Приглашенным сразу стало ясно, что Комитет даже в лицо не знает тех, кого собирается защищать, а занят опасной политической интригой. Это продемонстрировала ведущая пресс-конференции. Скучающая в обществе двух «митрополитов» (Филарета и Антония), она вдруг заявила, что начало брифинга задерживается из-за отсутствия митрополита Антония, чем очень сконфузила сидящего рядом «владыку» и позабавила журналистов.

Пресс-конференция, как нетрудно представить, неоднократно прерывалась аплодисментами после всякого выпада владык и депутатов против «промосковских» украинских епископов. Впрочем, трогательное единство вчерашних противников, еще недавно на таких же брифингах не сказавших друг о друге ни одного доброго слова и отказывавших друг другу в святости, выдавало вынужденный компромисс. Бедствующей УАПЦ и не снилось стать «правопреемницей» имущества всесильной УПЦ, а Филарету действительно отступать было некуда.

Не блеснули принципиальностью и слуги народа. Еще два месяца назад в редакцию принесли обращение двадцати пяти народных депутатов ВС Украины к народу, где на двух листах методично доказывалось, что Филарет не вправе возглавлять УПЦ и духовное возрождение народа из-за своего аморального образа жизни и связей с репрессивными органами и партноменклатурой. Сей документ лег в свое время на стол московского Собора. Ныне же эти депутаты в рядах защитников владыки. «Почему? Неужели Филарет перестал быть аморальным?» — спрашиваю у одного из них, — О. Шевченко. Оказывается, ныне «патриотическим силам» нет до этого дела, поскольку Филарет теперь завзятый национальный государственник. Так что и вавилонская блудница имеет шанс стать демократической любимицей, лишь бы изрекала антимосковские лозунги. Даже бескомпромиссный Степан Хмара оказался под крылом у Филарета.

Однако более всех поразил «защитник православия», народный депутат В. Червоний. Он заявил, что в отсутствие Л. Кравчука кое-кто из его окружения (Колесник, Михальченко, Середа и др.) «дезориентировали» представителей Президента на местах, в частности, в Киеве относительно позиции Президента и Верховного Совета по отношению к Филарету и Харьковскому Собору. (Вероятно, тому, что Лавру отбили у бандитов, а приезд главы УПЦ Митрополита Владимира обошелся без бойни, мы обязаны этой «дезориентации».) «Через два-три дня мы переломим ситуацию и наведем порядок на своей земле», — заверил меня «парламeнтский христолюбец».

Вот так выстраданная идея объединения Православия в Украине превратилась в жалкий фарс, от которого за версту тянет лукавством, лживыми компромиссами и жаждой насилия. И все потому, что объединением занялись великие мастера политических игр, лицемерно декларирующие свoе «активное» невмешательство в дела Церкви.

Непонятно только, причем тут «вера отцов», христианские заповеди, духовное возрождение, нравственность... Не проще было бы без лишнего шума и всенародного смятения просто-напросто назначить бывшего предстоятеля УПЦ Филарета представителем Президента в Православии, как бывших руководящих бонз в областях и районах? Быть может, это было бы не совсем канонично (а на кой, действительно, нам эти « каноны»), но зато, по крайней мере, честно. Ей Богу!

В. Анисимов

Когда верстался номер, стало известно, что разрекламированное единодушие на соборe УАПЦ — миф. Епископ Ивано-Франковский Андрей хлопнул дверью, заявив, что беспрецедентное депутатское давление может привести к расколу в Церкви и что верующие за Филаретом не пойдут.

Его поддержали Антоний, епископ Хмельницкий, Николай, епископ Луцкий и Волынский, и Василий, епископ Тернопольский. Так что четверо из восьми высших иерaрхов УАПЦ тоже отвернулись от Филарета.

«Независимость», 27 июня 1992 года

Источник – Пресс-служба УПЦ


Назад к списку